Чертеж парового двигателя с качающимся цилиндром. На мой взгляд самая простейшая конструкция.

Конечно, в наш век бесколлекторных двигателей и газовых турбин подобная силовая установка может вызвать лишь улыбку. Тем не менее она способна приводить в движение модель судна длиной до 750 мм. Схема и описание этой паровой машины с качаюшимся цилиндром были опубликованы в чешском журнале MODELAR 2/1969 и за это время благополучно забыты. Поэтому надеюсь, что данный материал будет интересен любителям старины и копиистам. Основание машины может быть спаяно из кусков 3 мм латуни 1,2,3 или согнуто из одного куска. К основанию 1 винтом 4 крепится цилиндр машины 5, который вставлен и запаян в обойме 6. Все это сверху закрыто крышкой 7. Цилиндр с обоймой прижимается к основанию 1 пружиной 8,одетой на винт 4. На винт одевается шайба и контрится все двумя гайками. В поршень 9 вворачивается на резьбе шатун 10, выполненный из 3-х мм проволоки. Привод сделан из вала 11,12, мотыля 13 и маховика 14, который выточен из латуни. Маховик, одетый на вал 11, стопорится винтом М3 от проворота. Медная трубка 16 подвода пара к машине, припаяна к основанию 1 и к паровому коллектору на котле. Выпуск пара происходит с другого отверстия основания 1. Котел выполнен из медной трубки 17, в которую вставлены и припаяны крышки 18. К котлу припаяна гайка 19 (М8), в которую завинчивается предохранительный вентиль,состоящий из тела вентиля 20,в него вставлен шарик 21, прижатый пружиной 22. На тело вентиля накручивается гайка 23 (М8), закрытая сверху крышкой 24 с отверстием для аварийного сброса пара. К котлу припаян паровой коллектор 25 выполненный из медной трубки и закрытый сверху крышкой 26. В коллетор впаяна трубка 16, подводящая пар к машине. Котел стоит на подставке 27, согнутой из жести. Горелка составлена из внутренней медной трубки 30 и внешней трубки 31 с двенадцатью надрезами. С торцов трубки закрыты крышками 28 и 29. Между наружной и внутренней трубкой проложена асбестовая вата. На конце внутренней трубки, смонтирован вентиль подвода топлива, состоящий из гайки 32 (М8),патрубка 33 и винта 35.Снизу гайка 32 закрыта крышкой 34. Топливный бак 36 выгнут из жести. Заправочная горловина состоит из припаянной гайки 37, в которую завернута пробка 38. Бак соеденен с топливным вентилем и далее горелкой через припаяную трубку 39. У котла нет водомерного стекла, поэтому необходимо опытным путем определить необходимое количество воды и топлива.

PS Мой папа в свои школьные времена использовал в качестве материала цилиндра гильзу от охотничьего ружья, ну а когда в школе учился уже я сам, то поршень мы отливали прямо в латунной трубке (будущая гильза) из баббита - это специальный легкоплавкий подшипниковый сплав.

На главную